+375 (29) 686-92-32 - Джонни

+375 (29) 402-07-43 - Химик

+375 (29) 756-45-47 - Кэб 
E-mail

На главную

Запорожское казачество: историческая справка.

"Сбрел в степь, сшел в казаки - крымских людей грамливал и на крымских людей и на улусы на крымские воевать с казаками хаживал"

После Люблинской унии земли Великого княжества Литовского, расположенные южнее Полесья, перешли в состав Польского королевства, в составе которого из восточнославянских земель находилась до этого только Русская земля (впоследствии - Галиция) с центром во Львове. Эти земли стали называться Украиной. В низовьях Днепра, на острове Хортице, возникла знаменитая Запорожская Сечь, во многом лишь номинально входившая в состав Речи Посполитой. На Сечь бежали польские и украинские крестьяне, спасавшиеся от крепостной зависимости, и шляхтичи, и горожане, вступившие в конфликт с законом. Там они становились вольными людьми - казаками. Такая же "казачья республика" сформировалась на Дону. Туда бежали люди из Московского государства. Жили казаки, как запорожские, так и донские, прежде всего за счет военной добычи в войнах с Крымским ханством и Турцией, а также жалованья, которые им выплачивали, соответственно, Варшава и Москва, когда запорожцы выступали союзниками польских, а донские казаки - русских войск в войнах этих государств друг с другом, а также против Турции и Крымского ханства. Польское правительство создало на Украине так называемое реестровое (записанное в особый список - реестр) казачество, которое стало важной силой в войнах против Турции и Московского государства. В 1490 году таких казаков насчитывалось уже тысяча человек. Они располагались в городках на Днепре и должны были защищать Речь Посполитую от татарских и запорожских набегов. Реестровые казаки освобождались от всех государственных повинностей, владели землей и имели право вести торговлю и охотничий и рыбный промысел. В то же время на Украине насчитывались тысячи нереестровых казаков, которые населяли южноукраинские степи, не несли феодальных повинностей, не владели землей и жили войной, разбоем, охотой и рыбной ловлей. Эти люди привлекались в польское войско во время походов, но их статус не был урегулирован. Положение осложнялось межрелигиозной рознью. В 1596 году была заключена Брестская церковная уния, согласно которой православная церковь на территории Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Однако многие православные епископы и массы верующих в целом не признали унии и считали себя независимыми от католической церкви. Украинские казаки были православными и боролись как с поляками-католиками, так и с украинскими сторонниками унии. В 1590 году нереестровые казаки во главе со своим гетманом Кшиштофом Косинским, происходившим из польской шляхты, подняли восстание. После гибели Косинского его сменил переяславский полковник Иван Лобода, а затем - Павел Наливайко. Польским войскам во главе с князем Константином Острожским, православным магнатом, сын которого Януш, однако, уже был католиком, удалось подавить восстание в 1596 году, причем в решающей битве в 1594 году легло до 3 тысяч казаков. Два года спустя, окруженные гетманом Жолкевским в урочище Солонице близ Лубен, казаки капитулировали, согласившись выдать атаманов и все военные запасы, в том числе 31 пушку. Попавшие в плен вожди мятежа Наливайко, Лобода, Кизим и Мазепа были подвергнуты мучительной казни - их сожгли живьем в медном быке. В 1619 году под давлением казаков реестр был увеличен до 3 тысяч человек, но вне его осталось более 10 тысяч казаков, а вместе с ними - горючий материал для новых мятежей. В конце 1625 года польское правительство распорядилось закрыть несколько русских церквей в Киеве. В ответ на это вспыхнуло восстание под руководством полковника Жмайло. Были убиты польский старшина и униатский священник. После этого восстания число реестровых казаков выросло до 6 тысяч, но вне реестра теперь было уже около 40 тысяч казаков. Многие не попавшие в реестровые казаки уходили в Сечь, где в 1629 году насчитывалось уже 40 тысяч запорожских казаков. В 1630 году восстали десятки тысяч "новых казаков" во главе с беглым крестьянином Тарасом Федоровичем (Тарасом Трясыло). Восставшие пошли походом с Сечи на Украину, где к ним присоединились и реестровые казаки. Под Корсунем повстанцы окружили польское войско гетмана Конецпольского. Последнему удалось договориться с реестровыми казаками. В Разгар сражения они перешли обратно на сторону поляков, схватили и казнили Тараса. В 1637 году новое восстание возглавил запорожский казак Павлюк. Оно охватило Киевщину, Полтавщину и Черниговщину. Повстанцы уничтожили старшину реестровых казаков, польскую и украинскую шляхту. 14-тысячному польскому войску во главе с гетманом Потоцким в 1638 году с большим трудом удалось уничтожить 10-тысячную армию Павлюка. Потоцкий вспоминал: "Так упорно и непокорно было то мужичье, что никто из них не просил о мире и прощенье вины. Напротив, они только кричали, чтобы всем умереть в бою с нашим войском, и все действительно умерли, сражаясь против нас. И даже те, который не хватало пуль и оружия, оглоблями и дышлами били наших солдат". После поражения реестровые казаки выдали Павлюка и его приближенных поляков. Казненного Павлюка сменил гетман Остраница, а после гибели Остраницы - полковник Гуня, но восстание вскоре было подавлено.

Церковная уния и причины внутренней розни среди казачества.


"Хто хоче за віру християнську бути посаженим на кіл, хто хоче бути четвертований, колесований, хто згоден перетерпіти усіляки муки за святий хрест, хто не боїться смерті - приставай до нас. Таке козацьке життя"

"Собірали ляхов и жидов и ксендзов, связав, наметали два костела и те костелы с людьми спалили"


Как уже говорилось выше, на Брестском соборе 1596 г. русское церковное общество распалось на две враждебные части - православную и униатскую. Православное общество перестало быть законной церковью, признанной государством. Рядовому православному духовенству со смертью двух епископов, не принявших унии, предстояло остаться без архиереев; русское мещанство теряло политическую опору с начавшимся повальным переходом православной знати в унию и католичество. Оставалась единственная сила, за которую могли ухватиться духовенство и мещанство, - казачество. Интересы этих четырех классов были разные, но это различие забывалось при встрече с общим врагом. Церковная уния не объединила этих классов, но дала новый стимул их совместной борьбе и помогла им лучше понимать друг друга: и казаку, и хлопу легко было растолковать, что церковная уния - это союз ляшского короля, пана, ксендза и их общего агента жида против русского бога, которого обязан защищать всякий русский. Сказать загнанному хлопу или своевольному казаку, помышлявшим о погроме пана, на земле которого они жили, что они этим погромом поборают по обижаемом русском боге, значило облегчить и ободрить их совесть, придавленную шевелившимся где-то на дне ее чувством, что как-никак, а погром не есть доброе дело. Первые казацкие восстания в конце XVI в., как мы видели, еще не имели того религиозно-национального характера. Но с начала XVII в. казачество постепенно втягивается в православно-церковную оппозицию. В январе 1618 г. казаки учинили расправу над униатским наместником в Киеве Антонием Грековичем - его "под лед посадили воды пити". Казацкий гетман Сагайдачный со всем войском Запорожским вписался в киевское православное братство, в 1620 г. через иерусалимского патриарха самовольно, без разрешения своего правительства, восстановил высшую православную иерархию, которая и действовала под казацкой защитой. В 1625 г. глава этой новопоставленной иерархии, митрополит киевский, сам призвал на защиту православных киевлян запорожских казаков, которые и утопили киевского войта за притеснение православных. Так казачество получило знамя, лицевая сторона которого призывала к борьбе за веру и за народ русский, а оборотная - к истреблению или изгнанию панов и шляхты из Украйны. Но это знамя не объединяло всего казачества. Еще в XVI в. среди него началось экономическое раздвоение, которое и следует понимать истинной причиной внутренней розни в казачестве. Казаки, ютившиеся по пограничным городам и жившие промыслами в степи, потом начали оседать на промысловых угодьях, заводить хутора и пашни. В начале XVII в. иные пограничные округа, как Каневский, были уже наполнены казацкими хуторами. Заимка, как обыкновенно бывает при заселении пустых земель, становилась основанием землевладения. Из этих оседлых казаков-землевладельцев преимущественно вербовалось реестровое казачество, получавшее от правительства жалованье. С течением времени реестровые разделились на территориальные отряды, полки, по городам, служившим административными средоточиями округов, где жили казаки. Договор казаков с коронным гетманом Конецпольским в 1625 г. установил реестровое казацкое войско в 6 тыс. человек; оно делилось тогда на шесть полков (Белоцерковский, Корсунский, Каневский, Черкасский, Чигиринский и Переяславский. Начало этого полкового деления относят ко времени гетмана Сагайдачного (ум. в 1622 г.). В образе действий этого гетмана и вскрылся внутренний разлад, таившийся в самом складе казачества. Сагайдачный хотел резко отделить реестровых казаков, как привилегированное сословие, от простых посполитых крестьян, переходивших в казаки, и на него жаловались, что при нем поспольству было тяжело. Шляхтич сам по происхождению, он и на казачество переносил свои шляхетские понятия. При таком отношении борьба казачества с Украйнской шляхтой получала особый характер: ее целью становилось не очищение Украйны от пришлого иноплеменного дворянства, а замещение его своим туземным привилегированным классом; в реестровом казачестве готовилась будущая казацкая шляхта. Но истинная сила казачества заключалась не в реестровых. Реестр даже в составе 6 тысяч вбирал в себя не более десятой доли того люда, который причислял себя к казачеству и присваивал казацкие права. Этот народ носит название казаков голутвенных. Значительная часть его проживала в панских и шляхетских вотчинах и в качестве вольных казаков не хотела нести одинаковых с посполитыми крестьянами повинностей. Польские управители и паны не хотели знать вольностей этого народа и старались повернуть вольницу в поспольство. Когда польское правительство нуждалось в боевом содействии казаков, оно допускало в казацкое ополчение всех, реестровых и нереестровых, но по миновании надобности вычеркивало, выписывало лишних из реестра, чтобы вернуть их в прежнее состояние. Эти выпищики, угрожаемые хлопской неволей, скоплялись в своем убежище Запорожье и оттуда вели восстания. Так начинались казацкие мятежи, которые идут с 1624 г. на протяжении 14 лет под предводительством Жмайла, Тараса, Сулимы, Павлюка, Остранина и Гуни. Реестр при этом или расходился на две стороны, или весь становился за поляков.

Быт, устройство, вольности и традиции Низового войска Запорожского.


"Піду на Низ, щоб голови ніхто не гриз"

"Не знаюць віни козацьких жартів"

В первой половине XVII в., по сообщению француза Боплана (17 лет находился на польской службе), в Запорожье насчитывалось 120 тыс. казаков. Численность всего населения могла достигать этой цифры, но казаков как таковых было в несколько раз меньше. В походах, по данным того же автора, обычно участвовало от 6 до 10 тыс. человек.
Главными занятиями казаков были: охота, рыбный промысел, пограничная служба и война (походы против турок, татар и польских феодалов). Войну против "бусурман" (магометан) запорожские казаки считали своей священной обязанностью. Многие казаки были искусны в различных ремеслах (кузнецы, ружейники, бочары, плотники, сапожники, портные и т. п.), знали сельское хозяйство, умели варить пиво, мед, брагу и гнать водку. При этом во время морских и сухопутных походов употребление хмельных напитков категорически запрещалось.
"Казаки, - писал Боплан, - весьма искусны в добывании селитры, которою изобилует Украина, и в приготовлении пушечного пороха". Производство пороха полностью обеспечивало потребности казацкого войска.
"Соединяя с умом, хитрым и острым, щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих - поляков... Телосложения крепкого, легко переносят холод и голод, зной и жажду; в войне неутомимы, отважны, храбры, или, лучше сказать, дерзки, и мало дорожат своею жизнию. Метко стреляют из пищалей, обыкновенного своего оружия. Казаки наиболее показывают храбрость и проворство в таборе, огороженные телегами, или при обороне крепостей".
Вся казацкая община, как, впрочем, и их старшина, назывались кошем (от тюрк. kos - стан). Доступ в ряды сечевого товарищества был совершенно свободный: от вновь вступавшего требовалось лишь признание православной веры, обязательство защищать её и подчинение общим для всего войска правилам. В Сечь принимались люди всех национальностей. Вся жизнь сечевого товарищества была построена на формальном равенстве его членов и самоуправлении. Разделение на курени, возникшие первоначально, из объединений групп земляков, предполагало, что каждый курень сам выбирал себе куренного атамана, ведавшего его хозяйством и всеми его внутреними делами, а начальником над всем войском был избираемый им на общем собрании (коло) кошевой атаман с его помощниками - войсковыми судьёй, писарем и есаулами. Все эти должностные лица избирались на один год, но могли заменяться и раньше этого срока, если войско было ими недовольно. Кошевой пользовался почти неограниченной властью в походе, но в мирное время он ничего не мог предпринять без совета с радой и без её согласия. В тех случаях, когда поход предпринимался лишь частью общины, и кошевой оставался дома, для командования отрядом избирался особый полковник, власть к-рого распространялась лишь на время похода.
Каждый казак имел право участия в раде, любой мог быть избран на любую должность. Жизнь запорожцев отличалась чрезвычайной простотой. Земледелие им было не нужно, да и не возможно, во-первых, из-за соседства кочевников, а во-вторых, по самой своей природе, как уже отмечалось выше, имевшей противоположный устремлениям оседлого селянина характер. Поэтому главными занятиями сечевиков, помимо войны, стали охота и рыбная ловля, для которых степи и Днепр представляли чрезвычайно благоприятные условия. Жили запорожцы первое время все вместе в Сечи, каждый курень - в отдельном помещении, носившем то же название и представлявшем собой сплетённый из ивняка шалаш, покрытый сверху конскими шкурами; в каждом курене велось своё хоз-во и на общие средства содержался стол для всех его членов. Обычной пищей были соломаха (ржаное квашеное тесто), кулеш (просяная каша с салом), тетеря (похлёбка из ржаной муки) и щерба (рыбная похлёбка). Порядок внутри запорожской общины поддерживался строгой дисциплиной: жившие грабительскими набегами, запорожцы строго наказывали воровство в собственной среде, казня за него смертью; так же карался и всякий разбой и насилие в мирных христианских селениях; ссора между товарищами запрещалась. С течением времени первоначальные примитивные формы общежития значительно усложнились, но их основные принципы оставались в Запорожье неизменными. Здесь существовали свои вековечные традиции, нравы и свой взгляд на миp. Попадавший сюда человек переваривался и перетапливался, как в котле, из малоросса становился казаком, менял этнографию, менял душу. В глазах современников, как отдельные казаки, так и целые их объединения, носили характер "добычников". "Жен не держат, землю не пашут, питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбнаго промысла, а в старину больше в добычах, от соседственных народов получаемых, упражнялись". Казакование было особым методом добывания средств к жизни, и тот же Папроцкий, воспевавший казаков, как рыцарей, признается в одном месте, что в низовьях Днепра "сабля приносила больше барышей, чем хозяйство". Именно поэтому в казачество шли не одни простолюдины, но и шляхта, подчас из очень знатных родов. Насколько возвышенными были их цели и устремления, видно из случая с знаменитым Самуилом Заборовским. Отправляясь в Запорожье, он мечтал о походе с казаками на московские пределы, но явившись в Сечь и ознакомившись с обстановкой, меняет намерение и предлагает поход в Молдавию. Когда же татары приходят с дружеским предложением идти совместно грабить Персию, он охотно соглашается и на это. Запорожские мораль и нравы хорошо были известны в Польше: коронный гетман Ян Замойский, обращаясь к провинившимся шляхтичам, выставлявшим в оправдание прежних проступков свои заслуги в запорожском войске, говорил: "Не на Низу ищут славной смерти, не там возвращаются утраченныя права. Каждому рассудительному человеку понятно, что туда идут не из любви к отчеству, а для добычи".

Фольклор и развлечения.


"Як горілку пють, то мене минають; а як ся бють, то від мене починають"

"Як їдеш, дивись під ноги; хоч грошей не найдеш, так носа не наб'єш"

""Да сними хоть кожух! - сказал наконец Тарас. - Видишь, как парит!" - "Не можно!" - кричал запорожец. "Отчего?" - "Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью""

Развлекались казаки пением, плясками. Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует прежде всего отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний - порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси. порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева "Маринонька", в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием - "Веснянка". В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых, танцы парней с девушками вокруг костра и т. д. Вершиной же, визитной карточкой танцев Украины, является гопак.
Наряду с этим, изрядную популярность имели азартные игры в карты и кости, индивидуальные состязания в силе и ловкости, такие как борьба, кулачный бой, игры "с кольцами", джигитовка.
Отдельно следует отметить безудержное бражничество. Даже панам из Речи Посполитой было в диковинку наблюдать этакий разгул: "П'ють шалено, а пам'яті й гідності не втрачають. Заливши баньки, не хапаються, як дрібна шляхта, за шаблі. Хіба що міряються силою - боротьбой й різнімі вправамі для рук".



Казачество
Песни
Присказки
Поверья
Байки и сказки
Скачать